Еще сравнительно недавно казалось, что выявить разницу между
человеком и всеми остальными животными не составляет особого труда.
Однако в последние годы ситуация стала гораздо более запутанной.
Выяснилось, что животные (в частности, человекообразные обезьяны) не
только умеют пользоваться орудиями труда, но и передают
эти навыки по наследству (создавая таким образом различающиеся между
собой "культуры"). Они могут применять вполне развитые коммуникативные
средства ("язык"), и к тому же способны испытывать самые сложные
эмоции, которые ранее считались присущими исключительно человеческим
особям. И вот теперь ученым-этологам, похоже, все-таки удалось отыскать
одну вещь, которая отличает нас от самых ближайших "родственников"
- шимпанзе. Увы, узнав что же это такое, многие, вероятно, испытают
разочарование (кроме совсем уж законченных мизантропов): оказывается,
человека от животных отличает... способность испытывать зависть и
злобу.
Кит Дженсен (Keith Jensen) и его коллеги из германского Института
эволюционной антропологии имени Макса Планка (Max-Planck-Institut für
evolutionäre Anthropologie - MPI EVA,
Лейпциг) провели ряд экспериментов, в ходе которых они помещали
нагруженные едой подносы перед содержащимся в клетках шимпанзе
(результаты описаны в американском научном журнале Proceedings of the
National Academy of Sciences - PNAS).
К подносу привязывали веревку, потянув за которую животные могли
вызвать опрокидывание подноса и порчу угощения (еда оказывалась на
полу). Разумеется, пока пища была в пределах досягаемости или оставался
еще шанс ее получить, шимпанзе за веревку не дергали. Однако когда
исследователи перемещали еду на дальнюю (недосягаемую) сторону подноса,
расстроенный шимпанзе вполне мог вызвать разрушения - это происходило в
30% случаев.
В ходе второго эксперимента исследователи разместили клетку с
вторым шимпанзе с противоположной стороны подноса. Таким образом
перемещение пищи вдоль подноса теперь приносило пользу второму шимпанзе
за счет первого. Если бы первый шимпанзе оказался злобным и
завистливым, он мог бы просто потянуть за веревку и таким образом
напакостить своему более удачливому конкуренту - лишить его пищи.
Однако шимпанзе демонстрировали свое недовольство на том же самом
уровне, что и прежде, дергая за веревку в 30% случаев. Впрочем, если
второй шимпанзе пытался пододвинуть пищу к себе поближе, пользуясь
своей собственной веревкой, то первый шимпанзе часто приходил в ярость
и все-таки портил угощение. Это происходило уже в 50% случаев (значит,
мстительность обезьянам все-таки присуща?).
Дженсен трактует результаты своих экспериментов так, будто бы
шимпанзе, в отличие от людей, совсем лишены злобы и зависти...
"Вообразите себя ребенком на вечеринке по случаю своего дня рождения.
Мать хочет угостить вас пирогом, но затем почему-то убирает его и
отдает другому мальчику. Это не его вина, но вы наверняка будете по
этому поводу изрядно раздражены и что-нибудь такое вытворите. Однако
шимпанзе вовсе не заботит то, кто в результате получил "его" долю, и
только лишь в том случае, когда этот "кто-то" еду самым наглым образом
отобрал, он среагирует", - поясняет ученый. Другими словами, шимпанзе,
по мнению Дженсена, не в состоянии смотреть на вещи с чьей-либо точки
зрения.
Если отсутствие способности к сочувствию лишает шимпанзе
возможности испытывать зависть, то они могут оказаться неспособными и к
полноценному альтруизму. По крайней мере так считает специалист по поведению животных Руфус Джонстоун (Rufus Johnstone)
из британского Кембриджского университета (University of Cambridge).
"Были поставлены эксперименты, в ходе которых шимпанзе имели
возможность "бесплатно" делать друг другу добро, но они этой
возможностью не заинтересовались. У них нет человеческой склонности
"быть хорошими" просто так", - говорит он. Напрасные гадости, выходит,
шимпанзе творить тоже не склонны.
Разумеется, далеко не все ученые согласны с выводами, которые
делают из своих экспериментов германские этологи. Более того, совсем
недавно были опубликованы научные работы, в которых доказывалось, что
обезьяны обладают ярко выраженным чувством справедливости и не согласны
за одну и ту же "работу" получать меньше своих сородичей-партнеров. Ну
а альтруизм, согласно другим новейшим исследованиям,
присущ не только высшим приматам, но "более примитивным" крысам.
Поэтому о какой-либо истине в последней инстанции, установленной в ходе
всех этих экспериментов, говорить никак не приходится.
А вот то, что в человеческом обществе зависть движет поступками как
отдельных особей, так и целых сообществ, доказывать никому не нужно
("межэтнические столкновения", например, зачастую объясняются именно
этими чувствами). Впрочем, "темная сторона" человеческой души порождает
и тот дух сплоченности и взаимозависимости, который вынуждает нас
предпринимать различные совместные действия и стараться согласовывать
свои поступки с мнением других людей.
Источники:
Spite is a uniquely human emotion - New Scientist
What Makes Us Human? Spite - ScienceNOW Daily News
The Bright Side of Spite Revealed - LiveScience
Ссылка:
Культура приматов. Как шимпанзе стали людьми